Муж на 8 марта подарил мастер-класс по созданию офорта в одной из московский школ иллюстрации. Двухдневный) как раз на прошедших выходных. Так что я два дня моталась в столицу, работала с медью, хлористым железом и офортным станком. Это было очень круто, интересно и познавательно)


Эстамп, изначальный эскиз тоже мой, Прага. Техники — травлёный штрих, акватинта и сухая игла

Что такое офорт? Это один из видов гравюры. Оказывается, я очень мало знала о гравюре в целом. Во-первых, существует три вида печати — высокая (штампы, линогравюра и всё, что накатывается на выступающие части доски), глубокая (офорт, краска забивается в углубления, а потом под прессом оттуда выдавливается на бумагу) и плоская (литография, монотипия). + трафареты, к которым относят и шелкографию.

Юлиана рассказывает нам теоретическую часть

Гравировка тоже бывает нескольких видов — прямая (сухая игла, резцовая гравюра, мецотинта) и химическая (травленый штрих, акватинта, резерваш, открытое травление…). Мы в основном химичили)
Сначала выбирали, что кто будет травить — преподавательница принесла на выбор кучу картинок, в основном — ботаническую иллюстрацию. Я решила выпендриться и попытаться «заофортить» один из своих пражских скетчей. Его отсканировали, отразили — и, собственно, можно было начинать работу.

Подготовленная к работе медная доска

1) обработать медь (можно использовать не только медь, впрочем, но и, например, латунь или цинк) — зашкурить края, закруглить углы, отполировать в меру сил своих

2) обезжирить и закрыть заднюю сторону — лаком или чем-то специально-клейким. Покрыть сверху специальным лаком — как вариант, подкрашенным воском

3) На воске процарапывается рисунок — так, чтобы доставать до меди. Со сложными рисунками мы прикладывали наши отзеркаленные картинки, накалывали основные точки, а потом уже дорабатывали картинку, просто ориентируясь на изначальный эскиз. Потом, во второй день, я ещё травила скетч кошака — там обошлась без предварительного накалывания, сразу по лаку железкой рисовала.

4) Работа проверяется, если сцарапнули что-то лишнее — на этом этапе можно закрыть это лаком.

5) Опускаем доску в раствор хлористого железа (мин на 15-20 — но все зависит от того, насколько глубокий протрав нам нужен), достаем, промываем, смываем лак

Доска с Прагой после первого протрава

При необходимости доска дорабатывается — делаются новые протравы, создаётся фон акватинтой (доска посыпается крошкой канифоли, подплавляется, места, которые должны остаться светлыми, покрываются лаком, все опускается опять в раствор хлористого железа) или открытым травлением… В общем, мы развлекались, как могли.

Немного инструментов

Во второй день мы занимались в основном печатью. Понятно, что мы не соблюдали все-все заветы старых мастеров и наш технологический процесс был максимально упрощён — периодически использовались перчатки, для втирания краски пользовались не только ладонями, но и газетами и т.д. Зато бумага была хорошая, офортная от Фабриано — ее надо предварительно вымачивать в воде, но не очень долго — хватит и 20 минут. А вот если использовать, например, акварельную, срок будет куда дольше — чуть ли не до суток, чтобы клей вышел и все в этом роде. Кстати, Фабриано даёт гарантию в 200 лет, вроде бы, на сохранность офорта на своей специальной бумаге — при условии использования еще и качественных красок, конечно.

Процесс втирания офортной краски

Печатается всё это дело на специальном офортном станке — кладётся табличка лицом вверх, на неё — подсушенная бумага, накрывается войлоком или чем-то в этом роде и все это прокатывается по прессом.


Офортный станок, доска и эстамп

Краски можно использовать как специальные офортные, так и типографские, а также масло — при условии, что оно немного полежит на какой-то ненужной бумаге и само масло оттуда немного впитается в подложку. Цвета можно смешивать. Я делала отпечатки с доски с Прагой, а потом быстренько вытравила бабушкиного кота и работала также с ним.


Собственно, кот

В итоге у меня десяток оттисков Праги и шесть — кота. А ещё несколько картинок, сделанных с дощечек преподавательницы


Маленькие доски называют «тараканчиками»

Как я это всё домой везла — отдельная история. Все же недосохшее… А, сушить надо под прессом, кстати. В итоге каждую работу прокладывала газетами, кое-как замотала в мешок, а дома заменила газеты и вновь положила под пресс. Теперь надо будет найти время, чтобы всё это богатство обработать (не везде ровно бумагу на доску накладывала — придётся края обрезать, сделать для них паспарту и оформить в рамочки. И раздарить:)

Пробовала печатать маслом — голубая ФЦ


то же самое, но уже офортной краской — использовала сепию

В целом работать с гравюрами было очень интересно — но за неименеем дома станка, который стоит каких-то немерянных денег, придётся пока что положить этот опыт на полку.

 

Как делать офорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *